Диагностические
контрольные работы являются важным инструментом в создании системы оценки достижения планируемых
результатов освоения основной образовательной программы основного общего
образования. Они выступают в качестве инновационной составляющей в
Положении об оценке планируемых результатов обучения в гимназии в контексте
ФГОС наравне с Положением о проектно-исследовательской деятельности гимназии и
Системой учета личностных достижений учащихся.
В
соответствии с Концепцией Федерального государственного образовательного
стандарта (ФГОС) система оценивания строится на основе следующих общих
принципов:
- Оценивание
является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в
образовательную практику.
- Оценивание
может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают
ожидаемые результаты, соответствующие образовательным (учебным) целям.
- Оцениваться
с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его
личные качества.
- Оценивать
можно только то, чему учат.
- Критерии
оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и
учащимся.
- Система
оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в
контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к
самооценке.
При
планировании работы по опережающему введению ФГОС ООО, было принято решение о создании
нового диагностического инструментария в гимназии и создана рабочая
группа педагогов.
В гимназии
разработана единая форма для проведения предметных диагностических контрольных
работ.
В качестве
дидактической основы для разработки 1-2 части ДКР использована таксономия
учебных целей, разработанная Б.Блумом (Приложение 1).
Структура
ДКР, разработанных педагогами гимназии 177, выглядит следующим образом:
1.
Раздел 1. Это традиционные предметные задания репродуктивного
характера (на проверку знаний) – по таксономии Б. Блума следующие уровни:
знание, понимание, применение по образцу).
2.
Задания продуктивного характера на оценку
предметных или метапредметных умений (по
Блуму: анализ, синтез, оценка; и в формулировках познавательных УУД, связанных
с работой с информацией, широким спектром логических операций,
проектно-исследовательскими умениями). Таким образом, данные задания,
диагностируют продуктивный уровень когнитивной сферы и ориентированы на проверку
сформированности познавательных УУД).
Задания в формулировках УУД
регулятивного и коммуникативного характера – в основе 3 и 4 части работы.
3.
Раздел 3. Задания данного раздела позволяют выявить
уровень сформированности, в первую очередь, регулятивных УУД: осуществлять
целеполагание, включая способность ставить новые учебные цели и задачи,
планировать их реализацию, осуществлять выбор эффективных путей и средств
достижения целей, контролировать и оценивать свои действия, как по результату,
так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Задания
третьего раздела также способствуют практическому освоению умений, составляющих
основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные
коммуникативные задачи; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать
намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии
коммуникации.
4.
Задания 4 раздела – рефлексивная оценка своей работы
(самооценка и ее показатели). В этих заданиях отдельно проверяется уровень сформированности группы регулятивных
УУД, связанных с самооценкой собственной деятельности по выполнению ДКР.
Предполагается,
что в работе должны присутствовать задания по всем 4-м разделам, но общая
продолжительность работы не должна превышать времени одного урока.
При этом
учитель-разработчик должен, по возможности, отобрать для работы задания разных
типов. Кроме того, необходимо подвести учителей-авторов ДКР к разработке
заданий, основанных на содержании предмета, но нацеленных на диагностику
метапредметных умений. Такой подход не только отвечает принципам ФГОС, но и
позволяет сблизить разные предметные области в сознании учителя и ученика, а
значит, приблизиться к реальным жизненным ситуациям.
Комментариев нет:
Отправить комментарий