Методические рекомендации по созданию ДКР

Диагностические контрольные работы являются важным инструментом в создании системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Они выступают в качестве инновационной составляющей в Положении об оценке планируемых результатов обучения в гимназии в контексте ФГОС наравне с Положением о проектно-исследовательской деятельности гимназии и Системой учета личностных достижений учащихся.
В соответствии с Концепцией Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) система оценивания строится на основе следующих общих принципов:
  • Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику.
  • Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие образовательным (учебным) целям.
  • Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.
  • Оценивать можно только то, чему учат.
  • Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся.
  • Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
При планировании работы по опережающему введению ФГОС ООО, было принято решение о создании нового диагностического инструментария в гимназии и создана рабочая группа педагогов.

В гимназии разработана единая форма для проведения предметных диагностических контрольных работ.
В качестве дидактической основы для разработки 1-2 части ДКР использована таксономия учебных целей, разработанная Б.Блумом (Приложение 1).


Структура ДКР, разработанных педагогами гимназии 177, выглядит следующим образом:

1.      Раздел 1. Это традиционные предметные задания репродуктивного характера (на проверку знаний) – по таксономии Б. Блума следующие уровни: знание, понимание, применение по образцу).

2.      Задания продуктивного характера на оценку предметных  или метапредметных умений (по Блуму: анализ, синтез, оценка; и в формулировках познавательных УУД, связанных с работой с информацией, широким спектром логических операций, проектно-исследовательскими умениями). Таким образом, данные задания, диагностируют продуктивный уровень когнитивной сферы и ориентированы на проверку сформированности познавательных УУД).

Задания в формулировках УУД регулятивного и коммуникативного характера – в основе 3 и 4 части работы.

3.      Раздел 3. Задания данного раздела позволяют выявить уровень сформированности, в первую очередь, регулятивных УУД: осуществлять целеполагание, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия, как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Задания третьего раздела также способствуют практическому освоению умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации.

4.      Задания 4 раздела – рефлексивная оценка своей работы (самооценка и ее показатели). В этих заданиях отдельно проверяется  уровень сформированности группы регулятивных УУД, связанных с самооценкой собственной деятельности по выполнению ДКР.


Предполагается, что в работе должны присутствовать задания по всем 4-м разделам, но общая продолжительность работы не должна превышать времени одного урока.
При этом учитель-разработчик должен, по возможности, отобрать для работы задания разных типов. Кроме того, необходимо подвести учителей-авторов ДКР к разработке заданий, основанных на содержании предмета, но нацеленных на диагностику метапредметных умений. Такой подход не только отвечает принципам ФГОС, но и позволяет сблизить разные предметные области в сознании учителя и ученика, а значит, приблизиться к реальным жизненным ситуациям.


Комментариев нет:

Отправить комментарий