Алгоритм работы по разработке ДКР


Шаг 1.
Определить место и время ДКР в системе оценки планируемых результатов обучения.
Комментарий:
Диагностика может проводиться в начале, середине или в конце учебного года. Может проводиться одна работа с заданиями из одного предмета или ДКР может охватывать несколько предметов одной предметной области.

Шаг 2.
Определить особенности целевой аудитории для работы: возраст учащихся, а также спрогнозировать возможные результаты.
Шаг 3.
Определить характер заданий будущей работы (по уровню сложности работы в целом и по широте охвата содержания) – предметные или метапредметные задания.

Комментарий:
В ДКР возможно сочетание предметных и метапредметных заданий, при этом условия заданий метапредметного уровня (на проверку сформированности УУД) могут отталкиваться от предметного содержания (по аналогии с заданиями части «C» ГИА).
А) Если предполагается создание работы с заданиями исключительно предметного характера, исходной основой для ее составления (определяем, что проверять) могут быть:
- требования к результатам освоения учебного предмета: как содержания конкретного предмета, так и планируемым результатам его освоения, изложенным в программах учебных предметов и основной образовательной программе, при этом необходимо учесть двухуровневую структуру УУД (базовый – «ученик научится/освоит» и повышенный «ученик получит возможность научиться/освоить»);
- требования к результатам освоения учебного предмета в конкретном классе, УМК, используемого в процессе обучения, и в рабочей программе учителя по предмету;
- требования к уровню подготовки выпускника основной школы;
- требования к предметным умениям, которые проверяются по итогам обучения в основной школе, перечисленные в кодификаторе ГИА по предмету;
- типы заданий, предлагаемые в УМК, а также в блоках A,B,C в спецификации ГИА по предмету.
Б) Если предполагается создание работы с заданиями не только предметного, но и метапредметного характера, исходной основой для ее составления могут быть УУД, перечисленные в основной образовательной программе образовательной организации или аналогичные по смыслу разработки как отечественных, так и зарубежных дидактов (например, таксономия учебных целей Б.Блума, при проверке познавательных УУД). Необходимо также принять во внимание учебное содержание разных предметов, изучаемых в данном классе/параллели для использования межпредметного потенциала содержания предметов, изучаемых в проверяемой параллели и прохождение программы на момент проведения работы.


Шаг 4.
Определить объем ДКР по времени выполнения.
Комментарий:
ГИА предполагает непрерывную работу в течение нескольких часов, так как являются большими по объему. Но это формы итогового контроля, направленные на оценку уровня подготовки выпускника за весь период обучения в школе. ДКР же представляет собой форму промежуточного контроля, поэтому при составлении ДКР для конкретного класса имеет смысл ориентироваться на оценку доминантных (основных) для данного возраста и класса умений и единиц знаний: например, в 5 классе на уроках истории закладываются основы умения счета лет в истории, связанного с умением оперировать отрицательными числами, с которыми учащиеся знакомятся на уроках математики; по новым ФГОС ООО в 5 классе на уроках географии ученики знакомятся с географическими картами, и на уроках истории – с историческими картами и планами. Продолжается формирование умений работы с небольшими текстами и иллюстративным материалом, речевых умений – все это можно проверять в заданиях предметных и метапредметных ДКР[1].
Предполагается, что время выполнения ДКР должно быть в пределах одного урока, при этом в 5-6 классах это время должно быть меньше (желательно, не более 30 минут) с учетом организационных аспектов, а также психологических и физиологических особенностей детей данного возраста.
Эти сведения указываются в спецификации, прилагаемой к работе.
Шаг 5.
Определить объем ДКР по числу заданий.
Комментарий:
Считается, что выполнение одного тестового задания репродуктивного характера (на воспроизведение знаний) в среднем у ученика базового уровня занимает от одной до нескольких минут (в зависимости от объема и сложности вопроса). Соответственно, мы исходим из того, что оптимальное число разноуровневых заданий для ДКР в основной школе составляет не более 10. При этом в младших классах или классах компенсирующего обучения число заданий может быть значительно меньше, а в старших, девятых, значительно больше.


Шаг 6.
Составить ДКР, отобрав разноуровневые задания на определенные  для конкретного класса знания и УУД (см. Шаг 3А).
Комментарий:
Имеет смысл располагать задания по принципу «от простого к сложному», так как в младших классах ученикам значительно проще выполнять их последовательно, сложное же задание может поставить ребенка в затруднительную ситуацию, в которой он будет находиться до самого конца работы (задача учителя в данном случае – вовремя это увидеть и помочь ученику перейти к другому заданию). Быстрое выполнение первых простых заданий может повысить мотивацию.
Интересным вариантом является предоставление ученику предварительной возможности выбора уровня сложности ДКР (в данном случае должно быть подготовлено две или даже три работы разного уровня). При этом заранее можно проводить мини-анкетирование учеников на самооценку уровня подготовки по предмету или разным предметным областям.
Работа должна завершаться заданием предполагающим рефлексию и самостоятельную оценку выполненной работы.

Шаг 7.
Разработать критерии оценки выполнения задания и определить вес каждого задания в баллах
(См. ДКР, составленные педагогами гимназии №177).
Комментарий:
Если задание сложное и/или предполагает выполнение нескольких действий, имеет смысл вводить многобалльную оценку по данному заданию. Следует учесть, что при проверке таких заданий необходимо определить, какие элементы задания выполнены верно, где содержатся ошибки, а также насколько эти ошибки значительны при  выполнении данного задания в целом. Проверяется работа только учителем. По итогам проверки порой бывает необходимо скорректировать критерии.
При этом ученики могут быть заранее осведомлены о «цене» задания. Это должно быть отражено в спецификации к работе и/или интерпретации.

Шаг 8.
Провести работу, оценить ее.
Комментарий:
За метапредметные ДКР, как правило, не выставляется плохих отметок, так как данная форма оценки пока является экспериментальной.

Шаг 9.
Подготовить анализ ДКР, опираясь на интерпретации к заданиям. Определить направления коррекции в процессе обучения.







[1] см. Шаг 3А.

Комментариев нет:

Отправить комментарий